Шаги инклюзии ведут в лагерь

biginklusionoЧто такое инклюзия? Многие теряются, как объяснить это взрослым, чтобы всё сразу стало понятным. Задача — не из легких.

С одной стороны, информация об инклюзии, особенно об инклюзивном образовании, льется в последнее время сплошным потоком, вызывая порой даже отторжение на уровне восприятия таким изобилием. C другой стороны, понятнее в массе своей не становится.

Попробуй спросить у любого человека, что это такое, и в ответ услышишь что-то маловразумительное, а чаще упрощенно-искаженное: мол, это когда дети-инвалиды и не инвалиды вместе. А как объяснить, что такое инклюзия ребенку? На языке, соответствующему его возрасту?

- Вчера, пока мы с ребятами, имеющими инвалидность, из организаций «Десница» и «Парус надежды», ехали на автобусе в лагерь, я постоянно думала: что я скажу ребятам, отдыхающим в лагере, как объясню им то, что и взрослым не понятно? – рассказывает Наталья Барткова, в настоящий момент менеджер проекта «Шаги инклюзии». Поездка эта состоялась в ходе реализации проекта в рамках программы «Вместе мы можем больше» Росбанка и Благотворительного Фонда «Дорога вместе»

В лагерь мы ехали по приглашению Елены Юрьевны Калмыковой, директора школы № 76. Мы знакомы с ней много лет, еще с того времени, когда она работала заместителем директора в школе № 81, где мы проводили однажды инклюзивную фотомастерскую.

v_lagere

По признанию самой Елены Юрьевны, ее еще тогда поразило, как быстро дети, имеющие разные физические возможности, начали общаться между собой, обмениваться телефонами и страничками Вконтакте. У них не было стереотипов — стереотипы чаще присутствуют в умах и душах взрослых.

С 29 июня по 10 июля 2015 года в ДООЦ «Заря» (Уральское шоссе, 24, совсем недалеко от города) проводится профильная смена городской Лиги волонтеров. Сюда съехались учащиеся 19 школ и воспитанники учреждений дополнительного образования города Самара, избравших для себя добровольчество.

Елена Юрьевна является руководителем направления «Лидерство» городской Лиги волонтеров. Вожатыми в этой профильной смене сейчас как раз работают старшеклассники-добровольцы ее школы. В идеале ей хотелось, чтобы в каждый из девяти отрядов приехал ребенок с инвалидностью, чтобы в результате общения они научились вместе решать поставленные перед ними задачи. В лагере ребят ждали совместные мастер-классы, вечерний концерт и праздничный ужин.

Мы так быстро добрались до лагеря: там еще продолжался тихий час Основные мероприятия предполагались после полдника. У нас было много времени сфотографироваться и побродить по лагерю.

Лагерь старый (в 2013 г. ему исполнилось 50 лет), и, как большинство лагерей в нашей области не приспособлен для ребят имеющих ограниченные возможности здоровья. Хочется, чтобы ребята с инвалидностью приезжали в лагерь не на один день, а на всю смену. Гуляя по лагерю, подумалось, однако, что приспособить его будет намного легче, чем когда-то ДОЛ «Волжский Артек», куда в 2002 году «Десница» впервые вывезла на отдых ребятишек с инвалидностью. Главное – очень захотеть.

stolovaya

В столовую

korpus

В корпус

Асфальтированные дорожки. Столовая-ангар, куда ступеней совсем нет. Корпуса небольшие, при входе всего 1-2 ступени, а то и  того меньше, например в корпусах №№8 и 9, в удобном пространстве между которыми, на открытой эстраде, и проходили торжественная встреча и концерт.

После небольшого приветствия Е. Ю. Калмыковой всем желающим были предложены мастер-классы: танцы, пение, стихосложение, художественное творчеств и др. Условие одно: они должны быть инклюзивными, чтобы приехавшие в лагерь ребята с инвалидностью,  чувствовали себя комфортно и на равных участвовали с ребятами, отдыхающими в лагере.

vstrecha

Танцевальный мастер-класс, пожалуй, был самым сложным, особенно для ребят на инвалидных колясках, но туда смело направились Ксюша Смирнова и Андрей Федоров. Наталья Барткова поспешила принять участие именно в нем, чтобы посмотреть, как будет воплощаться инклюзия в танцах. В качестве партнера ей достался мальчик из старшего отряда Слава, который оказался весьма сообразительным, четко выполнял подсказки своей партнерши, и через какое-то время вальс в их исполнении  выглядел уже достаточно слаженным, хотя, как призналась Наталья, танцевала она в паре первый раз.

Kseusha- Именно участие в танцевальном мастер-классе помогло мне  найти нужные слова, чтобы донести до ребят, что такое инклюзия, взяв в качестве примера танцы, где один партнер в коляске, другой – на ногах., —  продолжила свой рассказ Наталья Барткова.

Инклюзия – это не механическое соединение, это, прежде всего, готовность адаптировать среду и адаптироваться самому, чтобы человеку с ограниченными возможностями стало удобно. Выход из трудной ситуации можно всегда найти, надо только захотеть.

На встрече, состоявшейся после мастер-классов, Наталья Барткова привела несколько примеров, которые очень наглядно помогли всем собравшимся понять, что же такое инклюзия

AFedorov

Olecya

Например, человек приезжает в страну, языка которой он не знает, и сам каким-то образом там справляется – это не инклюзия. Инклюзия, когда, пригласив человека в гости, предоставили ему переводчика, объяснили  все тонкости его пребывания в чужой стране, сделав его поездку, таким образом, приятной.

О том, что ребята действительно поняли суть сказанного, можно было судить по четко выполненному ими заданию: предложить варианты «инклюзивного решения» из ситуации с копилкой, в которую можно опустить монетки лишь одного размера – как положить в нее монетки НЕ стандартные?  Надо сказать, креатив ребят, которые предложили несколько интересных решений, весьма порадовал.

После этого состоялся большой совместный концерт. Каждый отряд представлял свои номера. Андрей Федоров и Олеся Суходеева читали стихи. Но больше всего внимания досталось Ксюше Смирновой, у которой  1 июля был день рождения. Ей исполнилось 18 лет.

bdksyushaВ середине номера ребята старшего отряда  неожиданно  подбежали к Ксюше вручили букет цветов, подарки и сфотографировались на память. Это было неожиданно для всех, а для самой Ксюши – настоящий сюрприз. Такого дня рождения у нее еще не было никогда.

В середине концерта полил сильный дождь, но выступления ребят  продолжались до самого ужина. Зрители столпились на верандах корпусов, куда дождь не проникал. Артисты забирались на стол, где стояла аппаратура, укрытая от дождя крышей. Над гостями кто-то раскрыл зонтики. Но не разошелся никто.

Звуки дождя сливались со звукам музыки, символизируя инклюзию и единение всех собравшихся. Слова уже были не нужны. То, что трудно объяснить словами,  в тот вечер ребята в лагере «Заря» поняли и прочувствовали сердцем.

Вместе с нами в лагерь ездил и иностранный волонтер Даниэл Ковач (Венгрия), который в настоящий момент в рамках Добровольческой Обменной Программы работает в организации «Парус надежды». Даниэл — будущий дипломат, а сейчас помогает самарским ребятам с ограниченными возможностями. Он хорошо поет и играет на гитаре, и также принимал участие в концерте. И это тоже — инклзия.

best binary brokers ukvillas in miami for rent
Поделитесь этой информацией со своими друзьями в соцсетях. Возможно, им будет интересно, а нам приятно. Спасибо.

Советуем почитать

Запись опубликована в рубрике Образование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.